сундучок со сказками

В этом разделе блога я представляю вам свои авторские сказки для

 развития актуальных способностей
 и формирование положительных черт характера
у детей дошкольного возраста с помощью  сказкотерапии


«В каждой детской сказке живет еще одна,  которую в полной мере может понять лишь взрослый»
Михаил Пришвин


С давних времён люди использовали сказки как один из способов воспитательного воздействия. С помощью сказок в сознании закреплялись правила поведения в обществе и семье, нравственные ценности и моральные устои. Благодаря своей занимательности сказки воспринимаются легко, как ненавязчивые уроки, и делают даже самую горькую мораль интересной.          При этом эмоциональные преграды, относительно незнакомого способа мышления меняются на позитивное  восприятие.
Использование сказки в работе с детьми имеет не только воспитательные, но и психопрофилактические цели. Работа со сказкой помогает ребёнку самостоятельно найти новую стратегию поведения,  возможность по другому увидеть ситуацию. При  этом сказки дают детям ощущение эмоциональной поддержки и помощи.
Cказка - это выражение разных человеческих эмоций и переживаний в метафорической форме (притча, легенда, метафора), что является одним из основных методов позитивной психотерапии.  Опираясь на концепцию человека в методе ППТ, все способности в ребёнке уже заложены, и нам нужно только их развивать. Актуальные способности метода позитивной психотерапии позволяют описать поведение и устремления языком, понятным каждому. Это помогает отделить личность человека (или героя сказки) от его поведения. Актуальная способность – это сложный, навык, который может быть изменён.
Мною была разработана и реализована программа развития актуальных способностей, как повседневных навыков и норм поведения, устремлений и мотиваций, проявляющиеся в актуальных ситуациях. Реализация осуществлялась через сказкотерапию. На развивающих подгрупповых занятиях использовались  авторские сказки, описывающие ситуации с дефицитарно развитыми актуальными способностями, а также сказки с теми же способностями, но развитыми в избытке. Каждая способность, отыгрывалась в разных вариантах и дети из роли слушателей переходили в роль активных участников процесса, и приобретали опыт. Обсуждая сказки, дети учились адекватно выражать свои эмоции и чувства, принятые в мире взрослых.
Дети активно рассуждали, делились мнениями,  попадая в проблемную ситуацию, обсуждая социальные нормы актуальных способностей, таких как дефицитарно развитая и чрезмерно развитая способность Чистоплостность. Наиболее живые споры вызвали – что лучше быть фанатичной Чистюлей, или Грязнулей.
А при обсуждении сказок о Послушании дети с удовольствием приводили примеры, отыгрывая одну и ту же ситуацию, в разных векторах этой актуальной способности.  
Прорисовывая сказку, мы обращаемся к опыту ребенка через его личное восприятие. Некоторым детям трудно рассказывать о негативных событиях, они испытывают чувство тревоги и дискомфорт. Таким детям проще отразить переживания с помощью рисунков, которые могут быть использованы для дальнейшей индивидуальной коррекционной  работы.          На данном этапе очень важно поощрять активность детей, поддерживать атмосферу доверия и защищенности, это будет способствовать снижению эмоционального напряжения и обогащению переживаний. Проигрывание сказок по развитию актуальных способностей с помощью кукольного театра, песочницы, декоративных предметов или музыкальных инструментов обогащает и расширяет эмоциональный опыт детей и закрепляет значимость актуальных способностей.
Таким образом, в следствии  реализации программы по развитию актуальных способностей детей  можно выделить следующие результаты:
- снятие психоэмоционального возбуждения;
- регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
- выход из психотравмирующей  ситуации посредством использования сказочного образа;
- развитие навыков общения со сверстниками;
- формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;
- развитие дефицитарноразвитых  актуальных способностей детей (таких как аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, послушание)




Список использованной литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.»
Кириллов И. «Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии»
Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы»
Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости»
Пезешкиан Н. « Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия»

Автор сказок Мотузенко В.Ю

Базовая способность  Чистоплотность –  это способность поддерживать своё  тело, и пространство вокруг в чистоте.

В          одной волшебной стране жили-были волшебные Феи.                           Это были Феи маленького размера, они могут поместиться на ладошке у ребёнка. Главным украшением были маленькие блестящие крылышки, которые помогали Феечкам легко и быстро передвигаться.  Это были Феи,  которые очень любили чистоту. Они каждый день, с утра до вечера  чистили, мыли всё вокруг и купались сами. Все предметы вокруг сияли чистотой и приятно пахли.
Особенно радовали Феечек дни рождения своих сестричек. В праздничный день все Феечки волшебной страны собирались в доме именинницы и помогали наводить праздничный порядок: они  порхали на своих маленьких крылышках и мыли стены, полы, мебель, начищали посуду. В конце дня дом именинницы был начищен до блеска, да так, что полы, стены, шкафы отражали всех присутствующих как зеркало. Каждой имениннице вечером вручались подарки. Что это были за чудеса! Душистое цветочное мыло, ароматные гели для тела, шампуни, мочалки, сплетённые из стеблей травы, щеточки для чистки крылышек и другие салфетки и средства которые могут пригодиться в хозяйстве. И все с восторгом и радостью рассматривали подарки и обсуждали их полезные свойства. А вечером, когда на небе появлялись звездочки, Феечки зажигали  огоньки и собирались вокруг разноцветных бассейнов… Сколько же здесь было восторженный возгласов и радостного визга! Как весело и приятно было нырять из бассейна в бассейн! Первый басен  - голубой был полон воздушных пузыриков, в нём можно было расслабиться и отдохнуть от трудного дня. Второй – розовый бассейн был наполнен цветочными мыльными растворами, и ароматная розовая пена поднималась над ним. Третий бассейн – зелёный – был совсем не глубокий и в нем удобно было чистить крылышки, натерать мочалкой тело и весело болтать о разном… Четвертый бассейн переливался всеми цветами радуги , и был самым большим по размеру и самым глубоким…. Волшебным образом вода всегда была в нём чистая и освежающая! А потом, весело болтая,  Феечки сушили крылышки, причесывали волосы и пили чудесный цветочный чай. Такой праздник случался в волшебной стране почти каждый день, потому, что Феечек было много. И они очень любили друг друга, и с радостью ходили поздравлять.
Но однажды в этой волшебной стране случилась беда! Феечки начали болеть. Но, как известно: - чистота- залог здоровья!, и здоровые Феи начали мыть и чистить вдвойне! Но ничего не помогало. Чем больше Феи мыли, чистили и натирали, тем больше и больше болели их сестрички. Уже по всей стране слышно было, как чихают и кашляют маленькие существа…
И вот однажды, Феечки услышали колокольные перезвоны, и у разноцветных бассейнов появился добрый Волшебник. Это был старик с белой длинной бородой, одет он был в золотую мантию и остроконечную шляпу с колокольчиком на верху,  а в руках Волшебник держал длинный старый зонтик. Феечки, удивляясь,  обступили Волшебника, а он рассказал, что знает об их беде и даже может помочь. Феечки были рады такой неожиданной помощи. Но Волшебник рассказал, что помочь вылечить Феечек должны все жители волшебной страны. Конечно, они согласились, ведь Феи очень любили своих сестёр. Тогда Волшебник приказал собраться всем Феечкам на площади у разноцветных бассейнов. Когда все Феи пришли, Добрый Волшебник удивил всех тем, что запретил чистить и мыть себя и пространство вокруг. Феечки заплакали, ведь они ничего не умели кроме этого. Чем же было им заниматься?
И тогда в руках у Доброго Волшебника появилась чудесная книга, которую громко читал волшебник. Так Феечки узнали, что бываю злые бактерии, от которых надо избавляться, и для этого надо купаться и содержать в чистоте дом. А бывают и добрые бактерии, они защищают здоровье, помогают переваривать пищу и даже делать кефир.
На другой странице волшебной книги рассказывалось как можно весело провести время по другому. Так Феечки узнали много добрых игр – салки и прятки, лото и домино, а некоторые даже научились играть в шахматы…  Сколько же радости теперь доставляли подарки! Открытки, сделанные своими руками, карандаши и краски, мячи и скакалки, ролики и скейты!
А чистота стала их замечательной, полезной привычкой -  Феечки продолжали ежедневно  уделять этому время, но уже гораздо меньше, ведь всё хорошо в меру!




Базовая способность  Аккуратность  это способность поддерживать своё
                                                                   пространство вокруг в порядке.
Базовая способность  Чистоплотность –  это способность поддерживать свое  тело, и пространство вокруг в чистоте.



История эта случилась в одной волшебной стране, где жили весёлые Гномы. Эти Гномы веселились, пели и играли. Часто устраивали пиры и застолья. Но не любили убираться и мыть посуду. Только самые прозорливые из них смогли сваливать горы грязной посуды, смятые флажки и скомканные бумажные фанарики. Скоро в волшебной стране получилось много зловонных куч. И не видно было уже Гномьих домиков.
И тогда, как невидимое облако окутало волшебную странузлость, зависть и раздражение. Гномы делили обязанности по уборке друг на друга. При этом обижая , оскорбляя окружающих. И выкрикивали гадкие слова. Каждое такое слово оставляло пятно на одежде и теле обидчика.
Вскоре Волшебная страна перестала быть такой весёлой и замечательной, а жители стали похожи на грязных злюк.
Но однажды, на воздушном шаре прилетел добрый волшебник. Пролетая над Волшебной страной он сочуственно улыбался и кивал головой. Все жители волшебной страны столпились на главной площади. Но сложно было найти место для приземления – всё пространство площади занимали горы мусора, а то немногое место , которое оставалось свободным занимали Гномы. Они толкались, ругались, пытаясь найти место посадки для волшебного Гостя.
И ТОГДА, СВЕРХУ Волшебник предложил гномам силу волшебного пылесоса. Но использовать его могли только несколько гномов сразу.
Так, передавая от группы к группе волшебный пылесос, Гномы наводили порядок сначала на Главной площади, потом на Центральной аллее, потом они вычистили все улицы Волшебной страны. А так как управлять волшебным пылесосом было несколько гномам одновременно, и дело было нелёгкое, то Гномы перестали ссориться, помирились, и заново подружились друг с другом. Так с помощью волшебного пылесоса удалось очистить не только Волшебную страну, но и души её жителей.
В благодарность за помощь пригласили Веселые Гномы Доброго Волшебника к себе в гости. По этому случаю они закатили такой пир, которго еще небыло в Волшебной стране никогда! И песни, и пляски и различные кушания украшали праздник.
Но как только на небе стали зажигаться первые звёзды – Гномы бросились убирать свои столы и площадь.
Так, они дали друг другу обещание, что всегда своё тело, страну и душу они будут держать в чистоте, и учить этому своих детей.
 Автор сказок Мотузенко В.Ю



Базовая способность  Аккуратность   это способность поддерживать своё
                                                                   пространство вокруг в порядке.

История эта случилась с одним маленьким Лешим. Лешик был самым маленьким в семействе Леших. Жили они в волшебной избушке в глуши Дивного леса.
Папа Леший  следил за порядком во всём большом лесу. Уходил он рано утром, и возвращался домой уже к ужину – так много дел у Леших в лесных владениях: путника, который заблудился из леса вывести; сломанные ветви подправить; зайчишек из капканов вынуть; цветы лесные полить….
Мама Лешая по хозяйству хлопотала: то варенье из шишек еловых сварит; то грибов насушит, да с белками поделится; то земляникой лесной, ароматной и душистой зверят угостит. А вечером, перед ужином собирались звери на лесной опушке, и мама Лешая рассказывала им добрые сказки …
Старшие братья маленького Лешего уже разбрелись по другим лесам, и по примеру отца следили там за порядком.
Только маленький Лешик никакими делами не занимался. Любимым его занятием было баловаться и шалить: то шишками в белок кидает; то вишневыми косточками из соломинки в зайчишек стреляет; то по деревьям лазает, да ветви ломает…   уж сколько раз родители объясняли, что в Лес- порядок любит. Если косточка в землю попадёт – новое деревце вырастет. Много косточек- много деревьев, так зарастут буйным лесом все тропки и стежки, расплодится в дремучем темнота, и доброта исчезнет. А если из разбросанных по березняку шишек вырастут елки, да сосны – пропадут березки. Лешик качал головой, но продолжал делать по своему..
Однажды маленький леший придумал себе новую забаву. Он взял большую кривую палку, и сбивал ею грибы. Грибы от удара летели далеко, а когда падали – ломались…   Так, Лешик увлекся, он сбивал один гриб за другим, уходил в лес всё дальше и дальше – туда, где прежде еще никогда не бывал. Так маленький леший попал на лужайку. Тут поднялся ветер, он закружил листву. А когда ветер утих на лужайке перед Лешиком стоял Старичок Боровичок. Это такой лесной волшебник с длинной бородой и в грибной шляпе.  Он стукнул своим посохом о землю, и всё вокруг поменялось – весь березняк – порос соснами, тропинки исчезли – заросли молодой порослью. Добрый лес на минуту превратился в тёмный, дремучий и непроходимый. Стал он тёмным. Не видно стало солнышка.
Испугался Лешик. Понял, что означают слова : «лес порядок любит». Попросил он прощения у старичка Боровичка. А волшебник стукнул посохом второй раз, и все сделалось по прежнему: засияло солнышко, тропинки и стежки проглядываются сквозь чащу деревьев. Старик Боровик стукнул третий раз своим посохом, и все сбитые палкой грибы заняли свои места, шишки собрались под ёлочками, вишневые косточки по воздушной дорожке прилетели к домику дрозда – вот и вкусный обед!
А Лешик с тех пор тоже очень любил порядок.  Для новых вещей он всегда придумывал удобное место. Следил, чтобы всё лежало на своих местах.
И из него вырос чудесный хранитель леса.
 Автор сказок Мотузенко В.Ю


Базовая способность  Усердие   это способность прилагать усилия, сколько-нибудь   долго, для получения результата (трудолюбие)

В одном волшебном государстве, среди дивных лесов и золотых полей стоял замок. Замок этот был необычайно красивым. Множество башен украшало его, и на вершине каждой башни ярким волшебным огнём горели драгоценные камни. В замке жила одна семья: Отец – повелитель волшебной страны, мать – прекрасная хозяйка и замка, и страны; и две чудесные принцессы – близнецы. Отец много времени проводил за важными государственными делами, мать занималась хозяйством в замке и помогала важными советами всем женщинам своего государства. А наша история сегодня расскажет о двух сестричках – двух принцессах…
Девочки появились на свет в один день и в один час. С рождения они похожи были друг на друга как две капли воды. Обе были необычайными красавицами- золотые волосы обрамляли хорошенькие личики, смотрели на мир девочки яркими голубыми глазами, на розовых губах всегда играла улыбка. Часто девочки носили похожие платья. Даже имена были похожи и восхитительны: Розалинда и Розалия. Все жители волшебной страны любовались их красотой. Но похожи принцессы были только внешне….   Поведение у них было разное! Розалинда всегда была весела и непоседлива..  часто бегала она по залам замка и эхом разносился её громкий смех. Она придумывала массу игр и забав, всегда была центром внимания всей детворы … но очень не любила складывать игрушки. Наводить порядок после игр. И никогда не могла завершить начатое дело – ни одной поделки, ни одного рисунка не было закончено…  
Розалия была нежна и спокойна.  Много времени проводила она в саду, среди цветов , или в дворцовом зверинце. Она была очень добрая девочка, и животные отвечали на её заботу любовью и лаской. А какие замечательные поделки делала Розалия!!!  Аккуратные, чистые аппликации, вышивки с ровными стежками, цветочки из мельчайшего бисера!!!
Девочки росли, становились старше и краше…  пришла пора идти в дворцовую школу.
В школу ходили все дети государства. Там работал один умный учитель. Он знал обо всём на свете!!!   Интересно рассказывал невероятные вещи, показывал опыты. Он учил детей читать и писать, решать задачи и  узнавать звезды и созвездия …  учитель был внимателен и строг. Учителем работал волшебник…
В первый школьный день девочки встали очень рано. Надели одинаковые синие платья, одинаковые белые банты, взяли одинаковые портфели и пошли в школу. Девочки пришли учиться в один класс, и сели за одну парту.  Их провожали родители, все жители государства пришли поздравить Розалию и Розалинду. Первый школьный день показал всем, что девочки повзрослели…  Но одинаковым был только один – первый школьный день…   принцессы были очень разными по характеру, поэтому и учились тоже по разному: Розалинда очень сильно хотела играть, поэтому уроки учила наскоро, не старалась писать аккуратно и чисто..   её тетради были мятые, а учебники в неряшливых обложках – потому. Что портфель Розалинда складывала очень быстро, и запихивала в него всё, что могло пригодиться…Розалинда бежала играть.
Розалия же выписывала в своих тетрадочках ровные и красивые буквы. Старательно и аккуратно. Каждая буква была похожа на произведение искусства.  Розалия очень старалась, поэтому писала медленно. Она внимательно читала учебники, стараясь запомнить каждое слово из учебника. Уроки она учила до глубокой ночи, и ни на какие другие дела не оставалось у Розалии времени…  животные скучали в дворцовом зверинце, поделки пылились на полках…
Прошло совсем немного времени, и у Розалинды в дневнике появились плохие отметки  - она неважно училась и была неряшлива…   а Розалия так сильно уставала от усердия, что сначала с её щек сошёл румянец, а  потом она начала болеть…
Тогда  учитель вызвал обеих принцесс у себе в кабинет. Он долго разговаривал с девочками, потому, что хотел узнать причины этих недоразумений…..
И вот, глубокой ночью, на башнях замка в темноте засияли разными цветами огни, засветились волшебным светом драгоценные камни. На главную площадь вышел учитель-волшебник.  Он решил помочь принцессам.
Учитель поставил большой волшебный котел на камни площади, достал волшебную палочку и начал шептать волшебные слова. Тонкой струйкой текли в котел усердие, точность и ответственность Розалии!!! Все эти качества светились розовым светом. Потом учитель начал шептать другие волшебные слова и в котел голубой светящейся струйкой потекли открытость, непосредственность и контактность Розалинды. Волшебник палочкой помешал все замечательные качества и способности девочек . и в третий раз читал он заклинания… две одинаковые феолетовые струйки поднимались из волшебного котла, они поднимались высоко, в спальни принцесс.
Утром, все удивлялись, как веселы были Розалия и Розалинда: они вместе с другими детьми пошли в школу, обе старательно занимались, а потом весело отдыхали! Уже не страшно было Розалии писать быстро, иногда она даже делала ошибки… , а кто не ошибается?!  Зато Розалинда  впервые постаралась и выполнила уроки до конца…  вместе они посетили зверинец, а потом играли с дворцовой детворой.
Это было славное время!!!


Автор сказок Мотузенко В.Ю

1 комментарий:

  1. Супер сказки! Проверено на своих подопечных, это восторг! 🙌👏

    ОтветитьУдалить